Расписание ближайших занятий

Классический гипноз.Теорий и практика
"Магнетизм - это вселенская могучая сила,
присущая всему" - Гёте
15-16 апреля 2017г.

 Школа отношений Я-Ты

Опыт бытия благодаря другому!

  • Психотерапия зависимости

    Оценить
    (1 голос)

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    Психотерапия зависимостей

    Программу дисциплины разработал:

    Александров Е.О.,

    кандидат медицинских наук.

    РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

    1.1. Место дисциплины в учебном процессе

    Курс «Психотерапия зависимостей» базируется на знаниях по общей, возрастной, социальной психологии, клинической психологии. Знания, умения и навыки, приобретенные на курсе, являются значимой частью прикладных навыков практического психолога.

    1.2. Предмет преподавания дисциплины

    Предметом преподавания дисциплины «Психотерапия зависимостей» является изучение теории и практики профессиональной психолого-психотерапевтической помощи клиентам с различными видами зависимостей, техники ее оказания и сопровождающих условий.

    1.3. Цель и задачи дисциплины

    Дисциплина «Психотерапия зависимостей» ставит своей целью расширение у слушателей основ знаний по практике оказания психологической помощи при аддиктивных расстройствах. Знания, умения и навыки, полученные при прохождении курса, способствуют более глубокому пониманию содержания и процедуры психологической помощи, ее предмета, объекта и других базовых составляющих.

    1.4. Требования к уровню освоения дисциплины

    По окончании изучения дисциплины «Психотерапия зависимостей» студент должен:

    • Иметь общие представления об аддиктивных расстройствах.

    • Иметь представления о механизмах развития химических и нехимических аддиктивных расстройствах.

    • Иметь представления о клинических проявлениях созависимости.

    • Иметь представления о современные подходах к психотерапии созависимости.

    • Иметь представления о клинических проявлениях основных видах игромании.

    • Иметь представления об алкогольной зависимости, течение, осложнениях.

    • Основные подходы к психотерапии алкогольной зависимости.

    • Иметь представления о наркотической зависимости, ее основных видах в условиях современной России.

    • Основные подходы к психотерапии наркотической зависимости.

    • Уметь построить план психологической помощи при различных запросах на нее.

    • Уметь провести психологическое консультирование аддиктивных расстройств и корректировать его в процессе реализации.

    1.5. Формы контроля

    Итоговый контроль. Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотренэкзамен. Данные оценки являются итоговыми по курсу и проставляются в приложении к диплому (выписке из зачётной книжки).

    Текущий контроль. В течение семестра постоянно выполняются практические работы, осуществляется подготовка к семинарским занятиям. Результаты выполнения этих работ являются основанием для выставления оценок текущего контроля в рамках контрольных недель.

    Студенты, не выполнившие в полном объёме все эти работы, не допускаются кафедрой к сдаче зачета, как не выполнившие график учебного процесса по данной дисциплине.

    РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

    2.1. Тематический план учебной дисциплины
    (Распределение часов)

     

    Наименование
    разделов и тем

    Количество часов

    Лекции

    Практические
    занятия

    Самостоятельная
    работа

    Всего
    часов по
    теме

    Раздел 1. Общая аддиктология.

    2

     

    12

    16

    Раздел 2. Созависимость.

    2

    2

    12

    18

    Раздел 3. Пищевая аддикция.

    2

    2

    12

    18

    Раздел 4. Алкогольная зависимость.

    2

    2

    12

    16

    Раздел 5. Игромания. Основные формы игромании. Психотерапия игромании.

     

    2

    12

    18

    Экзамен

     

     

    8

     

    Итого по дисциплине:

    8

    8

    40

    56


    2.2. Содержание отдельных разделов и тем

    Тема 1.Общая аддиктология.

    Предмет изучения аддиктологии. Основные механизмы развития аддиктивных расстройств. Химические и нехимические аддиктивные расстройства. Основные психологические проблемы ведущие к развитию аддиктивных расстройств.

    Тема 2. Созависимость.

    Механизмы развития созависимости. Роль созависимости в развитии химических аддиктивных расстройств. Основные семейные сценарии ведущие к формированию созависимых отношений.

    Тема 3. Пищевая аддикция

    Нарушения пищевого поведения и развитие аддиктивных расстройств. Механизмы формирования и виды нервной анорексии. Механизмы формирования булимии. Вомитинг. Цикл Нервная анорексия – Булимия – Вомитинг.

    Тема 4. Алкогольная зависимость

    Психофармакологическое действие алкоголя. Динамика развития алкогольной зависимости. Осложнения алкогольной зависимости. Основные психологические проблемы ведущие к формированию алкогольной зависимости.

    2.3. Семинарские занятия

    Цель – закрепить и дополнить знания, полученные в лекционном курсе.

    Семинар 1.

    Тема: Созависимость.

    1. Психологические особенности людей с созависимостью.

    2. Эклектическая психотерапия созависимости.

    3. Критерии успешности психотерапии созависимости.

    Семинар 2.

    Тема: Пищевая аддикция.

    1. Эклектическая психотерапия нервной анорексии.

    2. Эклектическая психотерапия булимии.

    3. Эклектическая психотерапия вомитинга.

    4. Критерии успешности психотерапии нарушений пищевого поведения.

    Семинар 3.

    Тема: Алкогольная зависимость.

    1. Эклектическая психотерапия алкогольной зависимости.

    2. Подбор психотерапевтических методик в зависимости от динамики алкогольного процесса.

    3. Критерии успешности психотерапии алкогольной зависимости.

    Семинар 4.

    Тема: Игромания.

    1. Эклектическая психотерапия лудемании.

    2. Подбор психотерапевтических методик в зависимости от вида игромании и стадии развития процесса.

    3. Критерии успешности психотерапии игромании.

    3. Самостоятельная работа студентов

    Цель самостоятельной работы - расширение и углубление материала, полученного на аудиторных занятиях. Поиск и формирование индивидуального стиля психолога-консультанта.

    Возможные формы работы:

    - проработка лекционного материала;

    - подготовка к семинарским занятиям;

    - конспектирование первоисточников и сопоставление различных точек зрения;

    - работа над собственным подходом к консультированию, проведение консультаций.

    4. Форма и объём контроля знаний по курсу

    4.1. Примерные вопросы к экзамену:

    1. Что такое аддикция и ее виды.

    2. Современные теории формирования аддиктивного механизма.

    3. Созависимость.

    4. Семейный сценарий формирования созависимости.

    5. Значение созависимых отношений в семье на формирование химических аддикций.

    6. Основные виды нарушения пищевого поведения.

    7. Теоретические модели формирования нервной анорексии.

    8. Клиника и течение нервной анорексии.

    9. Эклектическая психотерапия нервной анорексии.

    10. Булимия.

    11. Эклектическая психотерапия булимических расстройств.

    12. Вомитинг.

    13. Этика и ответственность психолога-консультанта в психотерапии аддиктивных расстройств.

    14. Эклектическая психотерапия вомитинга.

    15. Эклектическая психотерапия алкогольной зависимости.

    16. Выбор психотерапевтических методик в зависимости от стадии и формы алкогольной зависимости.

    17. Эклектическая психотерапия игромании.

    18. Выбор психотерапевтических методик в зависимости от стадии и формы игромании.

    19. Критерии успешности психотерапии аддиктивных расстройств.

    20. Отношение современного общества в России к аддиктивным расстройствам.

    5. Список основной и дополнительной литературы:

    Основная:

    1. Даулинг С. Психология и лечение зависимого поведения, Москва. Класс, 2007.

    2. Гофман А.Г. Клиническая наркология. Москва. «Миклош». 2003.

    3. Котляров А.В. Освобождение от зависимостей. Москва. Институт психотерапии, 2005.

    4. Менделевич В.Д. Руководство по аддиктологии. Санкт-Петербург, «Речь» 2007.

    5. Старшенбаум Г.В. Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей

    6. Хрестоматия. Наркологическая аддикция, Ижевск-Люненбург, 2005.

    Дополнительная:

    1. Айвазова А.Е. Психологические аспекты зависимости. СПб., 2003.

    2. Березин С.В. Психология наркотической зависимости и созависимости. М. 2001г.

    3. Боулби Дж. Привязанность. М. 2003.

    4. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. М. Воронеж, 2002 г.

    5. Гроф К. Жажда целостности. Наркомания и духовный путь. М. 2000 г.

    6. Мэй Р. Р. Искусство психологического консультирования : [пер. с англ.] / Р. Мей. – М. : Класс, 1994. – 132 с.

    7. Обозов Н. Н. Психологическое консультирование : (метод. пособие) / Н. Н. Обозов. – СПб., 1993. – 49 с.

    8. Стейнер К. Как избежать роли спасителя / К. Стейнер // Вестник РАТЭПП. – 1994. – № 1.

    Изменено 06.09.2011 10:56

    Дополнительная информация

    Для записи на программы Новосибирской школы психологии Вам нужно позвонить по телефону
    8-963-947-7522 или написать письмо по адресу:

    Зарегистрированные пользователи получают сообщения о новостях и программах Новосибирской школы психологии и могут комментировать материалы.

    Аренда кабинета
    для консультаций

    Кабинет Лид Групп
    PSY книга
    Образовательный кредит сбербанк