РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Психотерапия зависимостей
Программу дисциплины разработал:
Александров Е.О.,
кандидат медицинских наук.
РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
1.1. Место дисциплины в учебном процессе
Курс «Психотерапия зависимостей» базируется на знаниях по общей, возрастной, социальной психологии, клинической психологии. Знания, умения и навыки, приобретенные на курсе, являются значимой частью прикладных навыков практического психолога.
1.2. Предмет преподавания дисциплины
Предметом преподавания дисциплины «Психотерапия зависимостей» является изучение теории и практики профессиональной психолого-психотерапевтической помощи клиентам с различными видами зависимостей, техники ее оказания и сопровождающих условий.
1.3. Цель и задачи дисциплины
Дисциплина «Психотерапия зависимостей» ставит своей целью расширение у слушателей основ знаний по практике оказания психологической помощи при аддиктивных расстройствах. Знания, умения и навыки, полученные при прохождении курса, способствуют более глубокому пониманию содержания и процедуры психологической помощи, ее предмета, объекта и других базовых составляющих.
1.4. Требования к уровню освоения дисциплины
По окончании изучения дисциплины «Психотерапия зависимостей» студент должен:
-
Иметь общие представления об аддиктивных расстройствах.
-
Иметь представления о механизмах развития химических и нехимических аддиктивных расстройствах.
-
Иметь представления о клинических проявлениях созависимости.
-
Иметь представления о современные подходах к психотерапии созависимости.
-
Иметь представления о клинических проявлениях основных видах игромании.
-
Иметь представления об алкогольной зависимости, течение, осложнениях.
-
Основные подходы к психотерапии алкогольной зависимости.
-
Иметь представления о наркотической зависимости, ее основных видах в условиях современной России.
-
Основные подходы к психотерапии наркотической зависимости.
-
Уметь построить план психологической помощи при различных запросах на нее.
-
Уметь провести психологическое консультирование аддиктивных расстройств и корректировать его в процессе реализации.
1.5. Формы контроля
Итоговый контроль. Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотренэкзамен. Данные оценки являются итоговыми по курсу и проставляются в приложении к диплому (выписке из зачётной книжки).
Текущий контроль. В течение семестра постоянно выполняются практические работы, осуществляется подготовка к семинарским занятиям. Результаты выполнения этих работ являются основанием для выставления оценок текущего контроля в рамках контрольных недель.
Студенты, не выполнившие в полном объёме все эти работы, не допускаются кафедрой к сдаче зачета, как не выполнившие график учебного процесса по данной дисциплине.
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Тематический план учебной дисциплины
(Распределение часов)
Наименование |
Количество часов |
|||
Лекции |
Практические |
Самостоятельная |
Всего |
|
Раздел 1. Общая аддиктология. |
2 |
|
12 |
16 |
Раздел 2. Созависимость. |
2 |
2 |
12 |
18 |
Раздел 3. Пищевая аддикция. |
2 |
2 |
12 |
18 |
Раздел 4. Алкогольная зависимость. |
2 |
2 |
12 |
16 |
Раздел 5. Игромания. Основные формы игромании. Психотерапия игромании. |
|
2 |
12 |
18 |
Экзамен |
|
|
8 |
|
Итого по дисциплине: |
8 |
8 |
40 |
56 |
2.2. Содержание отдельных разделов и тем
Тема 1.Общая аддиктология.
Предмет изучения аддиктологии. Основные механизмы развития аддиктивных расстройств. Химические и нехимические аддиктивные расстройства. Основные психологические проблемы ведущие к развитию аддиктивных расстройств.
Тема 2. Созависимость.
Механизмы развития созависимости. Роль созависимости в развитии химических аддиктивных расстройств. Основные семейные сценарии ведущие к формированию созависимых отношений.
Тема 3. Пищевая аддикция
Нарушения пищевого поведения и развитие аддиктивных расстройств. Механизмы формирования и виды нервной анорексии. Механизмы формирования булимии. Вомитинг. Цикл Нервная анорексия – Булимия – Вомитинг.
Тема 4. Алкогольная зависимость
Психофармакологическое действие алкоголя. Динамика развития алкогольной зависимости. Осложнения алкогольной зависимости. Основные психологические проблемы ведущие к формированию алкогольной зависимости.
2.3. Семинарские занятия
Цель – закрепить и дополнить знания, полученные в лекционном курсе.
Семинар 1.
Тема: Созависимость.
-
Психологические особенности людей с созависимостью.
-
Эклектическая психотерапия созависимости.
-
Критерии успешности психотерапии созависимости.
Семинар 2.
Тема: Пищевая аддикция.
-
Эклектическая психотерапия нервной анорексии.
-
Эклектическая психотерапия булимии.
-
Эклектическая психотерапия вомитинга.
-
Критерии успешности психотерапии нарушений пищевого поведения.
Семинар 3.
Тема: Алкогольная зависимость.
-
Эклектическая психотерапия алкогольной зависимости.
-
Подбор психотерапевтических методик в зависимости от динамики алкогольного процесса.
-
Критерии успешности психотерапии алкогольной зависимости.
Семинар 4.
Тема: Игромания.
-
Эклектическая психотерапия лудемании.
-
Подбор психотерапевтических методик в зависимости от вида игромании и стадии развития процесса.
-
Критерии успешности психотерапии игромании.
3. Самостоятельная работа студентов
Цель самостоятельной работы - расширение и углубление материала, полученного на аудиторных занятиях. Поиск и формирование индивидуального стиля психолога-консультанта.
Возможные формы работы:
- проработка лекционного материала;
- подготовка к семинарским занятиям;
- конспектирование первоисточников и сопоставление различных точек зрения;
- работа над собственным подходом к консультированию, проведение консультаций.
4. Форма и объём контроля знаний по курсу
4.1. Примерные вопросы к экзамену:
-
Что такое аддикция и ее виды.
-
Современные теории формирования аддиктивного механизма.
-
Созависимость.
-
Семейный сценарий формирования созависимости.
-
Значение созависимых отношений в семье на формирование химических аддикций.
-
Основные виды нарушения пищевого поведения.
-
Теоретические модели формирования нервной анорексии.
-
Клиника и течение нервной анорексии.
-
Эклектическая психотерапия нервной анорексии.
-
Булимия.
-
Эклектическая психотерапия булимических расстройств.
-
Вомитинг.
-
Этика и ответственность психолога-консультанта в психотерапии аддиктивных расстройств.
-
Эклектическая психотерапия вомитинга.
-
Эклектическая психотерапия алкогольной зависимости.
-
Выбор психотерапевтических методик в зависимости от стадии и формы алкогольной зависимости.
-
Эклектическая психотерапия игромании.
-
Выбор психотерапевтических методик в зависимости от стадии и формы игромании.
-
Критерии успешности психотерапии аддиктивных расстройств.
-
Отношение современного общества в России к аддиктивным расстройствам.
5. Список основной и дополнительной литературы:
Основная:
-
Даулинг С. Психология и лечение зависимого поведения, Москва. Класс, 2007.
-
Гофман А.Г. Клиническая наркология. Москва. «Миклош». 2003.
-
Котляров А.В. Освобождение от зависимостей. Москва. Институт психотерапии, 2005.
-
Менделевич В.Д. Руководство по аддиктологии. Санкт-Петербург, «Речь» 2007.
-
Старшенбаум Г.В. Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей
-
Хрестоматия. Наркологическая аддикция, Ижевск-Люненбург, 2005.
Дополнительная:
-
Айвазова А.Е. Психологические аспекты зависимости. СПб., 2003.
-
Березин С.В. Психология наркотической зависимости и созависимости. М. 2001г.
-
Боулби Дж. Привязанность. М. 2003.
-
Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. М. Воронеж, 2002 г.
-
Гроф К. Жажда целостности. Наркомания и духовный путь. М. 2000 г.
-
Мэй Р. Р. Искусство психологического консультирования : [пер. с англ.] / Р. Мей. – М. : Класс, 1994. – 132 с.
-
Обозов Н. Н. Психологическое консультирование : (метод. пособие) / Н. Н. Обозов. – СПб., 1993. – 49 с.
-
Стейнер К. Как избежать роли спасителя / К. Стейнер // Вестник РАТЭПП. – 1994. – № 1.