Расписание ближайших занятий

Классический гипноз.Теорий и практика
"Магнетизм - это вселенская могучая сила,
присущая всему" - Гёте
15-16 апреля 2017г.

 Школа отношений Я-Ты

Опыт бытия благодаря другому!

  • Практикум по когнитивно-бехивиоральному консультированию

    Оценить
    (0 голоса)

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    Когнитивная психология

    Программу дисциплины разработал:

    Левин Е.А.,

    кандидат биологических наук.

    1. Организационно-методический раздел.

    1.1. Название курса.

    Когнитивная психология

    1.2. Цели и задачи курса.

    Цель курса: формирование у современного специалиста в области общей психологии представлений о психологических, психофизиологических и нейрофизиологических механизмах когнитивной деятельности, то есть восприятия, анализа, запоминания, передачи и использования информации человеком.

    В рамках поставленной цели выделяются следующие задачи курса:

    1. Обозначить основные теоретические подходы к изучению когнитивной деятельности;

    2. Изложить современные представления о работе механизмов восприятия, внимания, памяти, мышления и речи;

    3. Показать взаимосвязь направленных на исследование когнитивных процессов фундаментальных и прикладных дисциплин, граничащих с экспериментальной психологией познания (когнитивная наука);

    4. Показать области применения когнитивного подхода в психотерапевтической практике, в работе социальных психологов и специалистов, занятых в сфере образования.

    1.3. Требования к уровню освоения содержания курса.

    По окончании изучения курса «Когнитивная психология» обучающийся должен

    иметь представление об основных подходах к изучению когнитивной деятельности, фундаментальных и прикладных областях когнитивной психологии, методах когнитивной науки;

    знать базовые принципы деятельности головного мозга и сенсорных систем, обеспечивающие процессы получения, накопления и использования знаний;

    уметь соотнести данные из разных областей когнитивной психологии (психология восприятия, внимания, мышления, памяти) и родственных ей наук (когнитивная нейронаука, психофизиология, лингвистика и др.);

    иметь представление о возможностях и ограничениях применения когнитивного подхода, в том числе методов когнитивной терапии, в деятельности практического психолога.

    1.4. Формы контроля

    Итоговый контроль. Для контроля усвоения дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен.

    Текущий контроль. В течение семестра выполняются контрольные работы и задания для самостоятельной работы.

    2. Содержание дисциплины.

    В рамках данного курса проблемы когнитивной психологии рассматриваются в контексте задач, стоящих перед специалистами в области общей психологии. Обсуждается работа сенсорных систем человека, современные представления о принципах обработки и запоминания информации человеком, особенности естественного языка, вопросы, связанные с межличностным и межгрупповым общением и сетевой коммуникацией. Рассматриваются основные принципы когнитивной психотерапии. Курс соответствует общим требованиям, предъявляемым к общим гуманитарным дисциплинам в российских вузах. Курс носит ознакомительный характер, что предполагает общее знакомство студентов с наиболее фундаментальными положениями когнитивной науки.

    2.1. Тематический план курса.

     

    Наименование разделов и тем

    К о л и ч е с т в о ч а с о в

    Лек-ции

    Семи-нары

    Лабора-торные работы

    Самостоятельная работа

    Всего

    часов

    Введение. Цели и задачи курса. Предмет, история и методы когнитивной психологии.

     

    1

     

     

    1

    Сенсорные системы и восприятие:

    Основные принципы работы сенсорных систем. «Ранняя» обработка информации, системы «что» и «где».

    Распознавание образов.

     

    2

     

    4

    6

    Внимание: теории фильтра, «прожектора внимания», предвосхищения событий; произвольное и непроизвольное; нейрофизиологические механизмы.

     

    3

     

    4

    7

    Память: краткосрочная и долгосрочная; нейрофизиологические механизмы.

     

    2

     

    4

     

    6

    Язык и речь: теоретические модели языка и физиологические основы речи, её онтогенез и филогенез; теории обучения языку.

     

    2

     

    2

    4

    Мышление: модели репрезентации знаний, логика и умозаключения, измерение интеллекта, развитие когнитивных способностей в онтогенезе, творческое мышление

     

    2

     

    4

    6

    Эмоции: эмоциональные и когнитивные механизмы оценки сигналов; роль эмоций в восприятии сигналов и конструировании образов.

     

    2

     

    4

    6

    Индивидуальные различия: связь личностных свойств с особенностями восприятия, внимания и мышления. Измерение интеллекта. Половые различия в стилях мышления.

     

    2

     

    4

    6

    Когнитивная психотерапия: Основные концепции и показания к проведению. Техники когнитивной терапии, методы ведения терапевтического процесса.

     

    2

     

    4

    6

    Современные аспекты когнитивной психологии: операторская деятельность, взаимодействие в системе «человек-машина», сетевое общение.

     

    2

     

    4

    6

    Когнитивная нейронаука: методы, локализация функций, биологическая обратная связь, интерфейс «мозг-компьютер», искусственный интеллект.

     

    2

     

    2

    4

    Обобщение прочитанного курса.

     

    2

     

     

    2

    Итого по курсу:

     

    24

    0

    36

    60

    2.2. Содержание отдельных разделов и тем.

    1. Введение. Цели и задачи курса.

    Когнитивная психология, как наука, изучающая механизмы восприятия, анализа, запоминания, передачи и использования информации человеком. Когнитивная психология в общей структуре психологической науки. Исторические этапы развития когнитивной психологии. Современные методы когнитивной психологии.

    2. Сенсорные системы и восприятие.

    Общие принципы работы сенсорных систем. Последовательная и параллельная обработка сигналов. Кодирование информации в сенсорных системах человека. Психофизические законы. Зрение, слух, соматосенсорная система. «Ранняя» обработка информации. Системы «что» и «где». Перцептивная сегрегация и интеграция. Распознавание образов – ассоцианистский и гештальт-подходы. Возможные нейрофизиологические механизмы формирования целостного образа. Принцип константности восприятия.

    3. Внимание и сознание.

    Определение понятия «внимание». Формы внимания. Основные теории внимания: теория фильтра, «прожектор внимания», внимание как синтез и предвосхищение. Произвольное и непроизвольное внимание. Угашение внимания. Принципы доминанты и установки. Нейрофизиологические механизмы внимания. Варианты избирательного нарушения внимания. Психофизиологическая проблема. «Лёгкие» и «трудные» проблемы при изучении феномена сознания. Проблема «зомби».

    4. Память.

    Кратковременная и долговременная память. Физиологические основы обучения, гипотеза Хебба. Рефлекторное запоминание информации. Взаимодействие рефлексов. Принцип активного запоминания. Принцип обратной связи и память. Циклическое запоминание. Избирательное запоминание в условиях эмоционального стресса. Избирательное нарушение запоминания. Амнезия.

    5. Язык и речь.

    Функции речи. Ключевые свойства человеческого языка. Важнейшие модели порождения и понимания речи. Физиологические основы речи: артикуляция, распознавание речевых звуков, нейрофизиологические механизмы. Афазии. Развитие речи в онтогенезе. Критические периоды для обучения речи. Обучение грамматике, особенности детской речи. Теории обучения языку – бихевиористские, нативистские, конструктивистские. Эволюция языковых способностей и коммуникационные системы животных.

    6. Мышление.

    Модели репрезентации знаний – ассоцианистские, теоретико-множественные, сравнительных семантических признаков, сетевые. Семантическая организация информации. Логика и умозаключения, вероятностные суждения. Развитие когнитивных способностей в онтогенезе. Стадии интеллектуального развития, концепции Пиаже и Выготского, неопиажеанство. Творческое мышление: области и цели творческой деятельности, критерии творческого продукта. Помехи для творчества – когнитивные, эмоциональные, социальные. Роль внимания, сознательного контроля и памяти в творческой деятельности. Инсайт. Методы увеличения творческого потенциала.

    7. Эмоции.

    Понятие эмоции. Классификации эмоций. Функции эмоционального восприятия реальности. Основные подходы к изучению эмоций. Теории эмоций. Информационная теория восприятия сигнала. Эмоциональные и когнитивные оценки, их взаимодействие. Роль мотиваций в распознавании и оценке образа. Информационно-потребностная теория эмоций.

    8. Индивидуальные различия.

    Психометрические модели личности, связь личностных свойств с особенностями восприятия, внимания и мышления. Измерение интеллекта. Модель «общего интеллекта» и её критика. Половые различия в стилях мышления.

    9. Когнитивная психотерапия.

    Основные концепции когнитивной психотерапии и показания к ее проведению. Методы ведения терапевтического процесса, способы коррекции различных когнитивных искажений пациентов, лечение психологических расстройств. Техники когнитивной терапии.

    10. Современные аспекты когнитивной психологии.

    Операторская деятельность и взаимодействие в системе «человек-машина». Теории принятия решений в рамках когнитивной психологии. Роль контекста в формировании операторской деятельности. Монотония. Средства массовой информации и их влияние на «картину мира». Сетевое общение.

    11. Когнитивная нейронаука.

    Нейрофизиологические и нейропсихологические методы, роль информационных технологий в их развитии. Проблема локализации психических функций. Биологическая обратная связь, интерфейс «мозг-компьютер». Искусственный интеллект: история проблемы, тест Тьюринга, «китайская комната». Сравнение человеческого мозга и компьютера. Прикладные системы «искусственного интеллекта».

    12. Обобщение прочитанного курса.

    Построение общей системы понятий когнитивной психологии. Особенности восприятия и переработки информации человеком, которые следует учитывать при разработке систем, предполагающих взаимодействие человека и техники. Возможные направления использования когнитивной психологии в построении искусственного интеллекта. Роль информационных технологий в развитии современных методов когнитивной психологии.

    3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

    3.1. Перечень вопросов для подготовки к зачету.

    1. Общие принципы работы сенсорных систем. Виды ощущений. Кодирование модальности, интенсивности стимулов, их пространственной локализации и движения. Психофизические законы.

    2. Зрение и слух. Типы рецепторов. Детекция ориентации границ и линий, восприятие удалённости и движения. Локализация источника звука. Зрительные иллюзии и причины их возникновения.

    3. Восприятие. Системы «Что?» и «Где?». Перцептивная сегрегация и интеграция. Принцип относительности и расщепление систем остчёта. Перцептивные иллюзии.

    4. Внимание. Формы внимания. Теории фильтра и оптическая метафора. Произвольное и непроизвольное внимание. Нервные сети внимания, синдром одностороннего игнорирования.

    5. Сознание. «Лёгкие» и «трудная» проблемы. Соотношение уровней самосознания и бодрствования. Попытки решить «трудную проблему». Проблема «зомби».

    6. Память. Классификации памяти: по времени сохранения, по типам сохраняемой информации. Психологические теории памяти: «компьютерная метафора», теория уровней обработки, семантичность памяти.

    7. Память. Виды и причины амнезий. Нейрофизиологический субстрат памяти: гипотеза Хебба, современный взгляд на природу долгосрочной и краткосрочной памяти.

    8. Язык и речь. Функции речи. Различение звуков. Виды афазий, важнейшие «речевые области» мозга.

    9. Язык и речь. Развитие импрессивной и экспрессивной речи, критические периоды. Теории обучения языку.

    10. Мышление. Модели репрезентации знаний: иерархические, сетевые, нейрокогнитивные.

    11. Логика и умозаключения. Силлогизмы. Индуктивные и дедуктивные рассуждения. Схема научного исследования. Вероятностные суждения, причины типичных ошибок.

    12. Интеллектуальное развитие. Основные фазы интеллектуального развития по Пиаже. Критика теории Пиаже и неопиажеанство. Основные положения теории Выготского.

    13. Творческое мышление. Оценка уровня креативности.Связь креативности с особенностями внимания и памяти. Озарение (инсайт). Методы «стимуляции» творческого поиска.

    14. Эмоции. Классификации эмоций. Основные подходы к изучению эмоций. Теории эмоций. Информационная теория восприятия сигнала. Эмоциональные и когнитивные оценки, их взаимодействие. Информационно-потребностная теория эмоций.

    15. Связь личностных свойств с особенностями восприятия, внимания и мышления. Психометрические модели личности. Половые различия в стилях мышления. Модель «общего интеллекта» и её критика, измерение интеллекта.

    16. Основные концепции когнитивной психотерапии и показания к ее проведению. Автоматические мысли, промежуточные и глубинные убеждения. Коррекция когнитивных искажений. Техники когнитивной терапии.

    17. Операторская деятельность и взаимодействие в системе «человек-машина». Теории принятия решений в рамках когнитивной психологии. Роль контекста в формировании операторской деятельности. Монотония.

    18. Когнитивная нейронаука. Методы изучения активности мозга: томографические, транскраниальная магнитная стимуляция, электро- и магнитоэнцефалография. Осцилляторные системы мозга. Биологическая обратная связь, интерфейс «мозг-компьютер».

    19. Искуственный интеллект. Тест Тьюринга и «китайская комната». Сравнение принципов работы мозга и компьютера фон Неймановского типа. Прикладные системы искусственного интеллекта.

    3.2. Список основной и дополнительной литературы.

    Основная:

    1. Бек Дж. Когнитивная терапия: полное руководство. — М.: ООО "И.Д. Вильямс", 2006. — 400 с.

    2. Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т. — М.: Смысл, 2006. — 448 с.

    3. Когнитивная психология. Учебник для вузов / Под ред. В. Н.Дружинина, Д. В. Ушакова — М.: ПЕР СЭ, 2002 — 480 с.

    4. Солсо Р. Когнитивная психология, 6-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — 589 с.

     

    Дополнительная:

    1. Бек А., Фримен А. Когнитивная психотерапия расстройств личности. — СПб.: Питер, 2002.

    2. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. — М.: МГУ, 1982.

    3. Ильюченок Р.Ю. Память хорошая, память плохая. — Новосибирск, 1989.

    4. Наатанен Р. Внимание и функции мозга. — М.: МГУ, 1998

    5. Савостьянов А.Н. Психофизиологическая проблема в русской науке. — Новосибирск, 2000.

    6. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект — М.: Просвещение, 1995.

    3.3. Для изучения дисциплин, которые предусматривают использование нормативно-правовых актов, указывать источник опубликования.

    Не предусмотрено.

    Изменено 06.09.2011 18:14

    Дополнительная информация

    Для записи на программы Новосибирской школы психологии Вам нужно позвонить по телефону
    8-963-947-7522 или написать письмо по адресу:

    Зарегистрированные пользователи получают сообщения о новостях и программах Новосибирской школы психологии и могут комментировать материалы.

    Аренда кабинета
    для консультаций

    Кабинет Лид Групп
    PSY книга
    Образовательный кредит сбербанк