Расписание ближайших занятий

Школа отношений Я-Ты 
Опыт бытия благодаря другому!
Сентябрь 2017г. 

Классический гипноз
Месмер vs Эриксон
Сентябрь 2017г

Управление стрессом и конфликтами 2.0
Для руководителей и собственников бизнеса

Семинар: Благосостояние семьи: дефициты и избытки 
Октябрь 2017г.

 

 

Лидерство - управление неопределенностью
Станьте основательным лидером!

  • Психология семейных отношений и практикум по семейному консультированию

    Оценить
    (0 голоса)

    Программа

    «Психология семьи.
    Практикум по семейному консультированию»

    Кулевцова Т. И.

    Пояснительная записка

    Предлагаемая программа «Психология семьи. Практикум по семейному консультированию» является образовательной (просветительской) психолого-педагогической программой.

    Актуальность программы. В последние годы существенно возрос интерес к семье специалистов, практикующих как в сфере образования, так и в области здравоохранения, социальной защиты населения. Проблемы воспитания детей, сохранение здоровья, социализация индивидуума так или иначе завязаны на семье, и интерес к ней связан с той ролью, которую она играет в процессе формирования и развития личности, а следовательно, настоящего и будущего общества в целом. Обладая устойчивостью и даже некоторой ригидностью, семья, тем не менее, очень чутко реагирует на социально-экономические и политические процессы, происходящие в обществе через изменения в системе внутрисемейных отношений. Увеличение числа проблемных семей во время переходных, кризисных периодов общественного развития иллюстрирует эту зависимость. Именно социальный запрос на оптимизацию жизнедеятельности семьи, повышение эффективности супружества и детско-родительских отношений, решение проблем воспитания детей в семье ускорил развитие психологии семьи как научной дисциплины.

    Поддержка семьи и усиление ее воспитательного потенциала требует от специалистов, работающих с семьей, системных знаний, умений определять точки приложения профессиональных усилий, находить адекватные средства и способы взаимодействия с ней, чётко осознавать границы своей компетентности.

    Квалифицированный специалист в области семейных отношений поможет по-новому взглянуть на внутрисемейные проблемы и найти оптимальный способ для их разрешения, - и потребность в таких специалистах резко возрастает.

    Социальные педагоги, психологи системы социальной защиты ориентированы на проблемы сплоченности семьи, конфликты в семье и способы их разрешения; педагоги-психологи рассматривают семью с позиции детско-родительских отношений, личностного развития ребёнка с учетом ресурсов семьи; в рамках клинической психологии внутрисемейные отношения рассматриваются как важный фактор в контексте проблем этиологии, терапии и реабилитации после преодоления психических нарушений и отклонений.

    Таким образом, для специалиста любого профиля крайне важным становится понимание закономерностей функционирования и развития семьи, а также способы психологической работы с ней.

    Программа дополнительного образования для взрослых «Психология семьи. Практикум семейного консультирования» предназначена для специалистов, имеющих психологическое, педагогическое, медицинское образование, заинтересованных в овладении новой областью профессиональной деятельности.

    Программа ориентирована на понимание и принятие специалистами семьи как особой системы, характеризующейся определенной цикличностью процессов становления и развития, а также как особого пространства, в рамках которого человек проживает различные эмоционально значимые события и осуществляет творческую деятельность по воспроизводству жизнедеятельности.

    Реализация данной программы способствует самоопределению специалистов в позиции семейного консультанта, помогает научиться выстраивать коммуникации с конфликтующими сторонами, позволяет увидеть процесс консультирования в контексте реальной социальной среды с учётом специфики конкретной семьи.

    Освоение информации проходит в деятельностном режиме, хорошо работающим на смысловое принятие ситуации и формирование проектного мышления, необходимого в условиях требований её быстрого применения с минимизацией рисков.

    Таким образом, специалисты не просто знакомятся с понятиями психологии семейных отношений, а научаются действовать в режиме консультирования, формируя навыки гибкого реагирования, преодолевая собственные социальные стереотипы, проектируя развитие семьи совместно с клиентом.

    Программа включает в себя 2 модуля общим объёмом 48 часов:

    1. Теоретический курс «Основы психологии семейных отношений» в объёме 12 часов;

    2. Практикум семенного консультирования – 36 часов

    Обучение навыкам психологического консультирования должно осуществляться в условиях, максимально приближенных к реальному процессу консультирования. Этой задаче отвечает данный курс, включающий в себя опыт консультативной помощи клиенту, различного рода супервизорскую работу, отработка и разбор консультативных бесед. Однако чтобы этот процесс проходил успешно, нужна достаточная теоретическая база Данный курс имеет своей задачей системно представить основные опоры в консультативной деятельности.

    За время обучения у слушателей должно сформироваться особое мировоззрение, основой которого является представление о сложности, противоречивости природы психики и поведения человека, об отсутствии каких-либо обыденных норм и догм, в рамках которых клиент может быть однозначно оценен. Подобные взгляды у психолога-профессионала означают не только определенное отношение к людям вообще, а, следовательно, и к клиентам, но и умение использовать эти взгляды, опираясь на данные психологических исследований, на работы классиков практической и научной психологии.

    Цель программы - подготовка специалистов, способных оказывать квалифицированную психологическую помощь семьям.

    В круг их компетенции входит оказание помощи при детско-родительских конфликтах, супружеских конфликтах, а также при нарушениях эмоционального развития и поведения ребенка.

    Задачи:

    • Содействовать осознанию и принятию специалистами роли консультантов, мотивации на повышение собственной психолого-педагогической компетентности в этой роли.
    • Сформировать профессиональные навыки, основывающиеся на современных представлениях о психологических особенностях семьи.
    • Способствовать принятию технологии в области проблемного анализа и консультирования семьи

    Слушатели научаются выстраивать коммуникации со сторонами, находящимися в конфликте, анализировать состояние семьи, выявлять проблемные моменты, оценивать ресурсность семьи и «включать» этот ресурс для разрешения проблем.

    Программой предусмотрены информационные сообщения по теме, практические занятия, самостоятельная индивидуальная и групповая работа, отработка позиций в ролевых и деловых играх.

    Семинар построен как информационно-деятельностный. Базовая информация подаётся в виде слайд-программ, на основе представленных материалов слушатели отрабатывают различные направления своей деятельности в проблемных моментах консультирования, проводят диагностику семьи и проектируют коррекционную работу.

    Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

    • Картотека заданий и упражнений
    • Подборка иллюстративных схем
    • Подборка рабочих текстов и таблиц
    • Материалы для диагностики
    • Подборка теоретических сведений и разработок в электронном виде
    • Презентации Power Point

    Содержание

    Тема 1. Семья как объект психологического исследования и воздействия

    Психологическое содержание понятия «семья». Семья как пространство жизнедеятельности. Семья как социальный институт и малая группа. Функции семьи. Стадии жизненного цикла семьи. Особенности психологических проблем на различных стадиях. Типология семьи. Современные тенденции в развитии семьи. Социальная ситуация развития семьи.

    Тема 2. Основные характеристики семьи. Супружеские отношения

    Семья как целостная система. Характер эмоциональных связей в семье. Ролевая структура семьи. Семейное самосознание. Особенности межличностной коммуникации в семье. Нарушения общения. Конфликты в семье. Сплоченность семьи. Субъективная удовлетворенность браком. Дисгармоничные (дисфункциональные) типы семей.

    Тема 3. Детско-родительские отношения

    Семья как институт первичной социализации ребенка. Основные характеристики детско-родительских отношений. Характер эмоциональных отношений. Стиль общения и взаимодействия с ребенком. Социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество; способ контроля; санкции (поощрения и наказания); родительский мониторинг. Типы семейного воспитания. Типы дисгармоничного воспитания. Способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций. Методы изучения родительских позиций и мотивов семейного воспитания.

    Тема 4. Проблемная семья. Ненормативные кризисы семьи.

    Определение понятия «проблемная семья». Семья с нарушением внутрисемейной коммуникации. Дисгармоничный союз. Неполная семья. Развод. Повторный брак. Психологические проблемы усыновления приемных детей.

    Тема 5. Основы семейного консультирования

    Теоретические основы семейного консультирования. Цели и задачи. Принципы консультирования семьи. Основные этапы психологического консультирования семьи. Роли психолога-консультанта и клиента в психологическом консультировании. Ориентация консультанта на самостоятельность клиента. Понятие о зоне психологического риска. Отличие психологического консультирования от индивидуальной и групповой психотерапии. Условия результативности психологического консультирования.

    Тема 6. Психолого-педагогическая компетентность психолога-консультанта

    Кодекс профессиональной этики практического психолога, его основные положения, применимые к работе психолога-консультанта. Взаимоотношения психолога-консультанта и клиента в ходе консультаций. Требования, предъявляемые к ситуации психологического консультирования. Специальные требования, предъявляемые к семейному консультированию. Условия успешности консультирования.

    Специальные знания и умения профессионально подготовленного психолога-консультанта, пути их получения. Основные аспекты профессиональной подготовки психолога-консультанта. Основные направления повышения квалификации и совершенствования работы практикующего психолога-консультанта.

    Тема 7. Техники психологического консультирования

    Понятие о технике и технических приемах психологического консультирования. Связь техники с этапами и процедурами. Снятие психологического напряжения у клиента и активизация его рассказа. Приемы психологической вербальной поддержки клиента. Техника, применяемая при интерпретации слов клиента. Правила представления выводов и практических рекомендаций. Необходимость обеспечения клиента средствами эффективного самоконтроля действий, направленных на выполнение полученных рекомендаций. Техника завершающего этапа консультирования и практика общения психолога-консультанта с клиентом после окончания консультации. Техники группового консультирования конфликтующих сторон. Пути разрешения конфликтных ситуаций. Типичные технические ошибки, допускаемые в процессе консультирования, способы их устранения.

    Тема 8. Диагностические техники определения проблемного поля семьи

    Необходимость и полнота психодиагностики. Коррекционное воздействие диагностики. Особые требования к диагностике в психологическом консультировании. Дефициты и резервные возможности семьи. Схема психологического анализа семьи как системы. Методы диагностики семейных отношений. Карта семьи. Проведение психодиагностики личности клиента через наблюдение за ним в ходе консультирования.

    Тема 9. Проектирование практических рекомендаций

    Проектный цикл. Анализ ситуации и оценка ресурсности семьи. Алгоритм определения результатов, ожидаемых клиентом. Подбор средств самоконтроля. Совместное планирование. Принятие решения клиентом. Обратная связь.

    Примерный тематический план дисциплины

    «Психология семьи. Практикум по семейному консультированию»

    Наименование разделов

    и дисциплин

    Всего часов

    В том числе

    Форма контроля

     

     

     

    Лекции

    Практ. занят

    Самост.

    работа

     

    Семья как объект психологического исследования и воздействия

    2

    2

    0

    1

     

    Основные характеристики семьи. Супружеские отношения

    4

    2

    2

    1

     

    Детско-родительские отношения

    6

    4

    2

    2

     

    Проблемная семья. Ненормативные кризисы семьи

    4

    1

    3

    2

     

    Основы семейного консультирования

    4

    3

    1

    1

     

    Психолого-педагогическая компетентность психолога-консультанта

    2

    2

    0

    1

     

    Техники психологического консультирования

    12

    3

    9

    4

     

    Диагностические техники определения проблемного поля семьи

    8

    3

    5

    3

     

    Проектирование практических рекомендаций

    6

    1

    5

    4

     

    ИТОГО

    48

    20

    28

    19

     

    Итоговый контроль:

    зачет

    Контролирующие материалы

    Для проверки уровня усвоения слушателями материала курса используются три формы контроля:

    текущий - групповое обсуждение результатов, полученных при работе с упражнениями. В ходе групповой работы проводится анализ семейных ситуаций, проводится подбор материалов для консультирования семьи, отыгрываются техники консультирования, прорабатываются коммуникации с проблемным клиентом, проводится самодиагностика психолого-педагогической компетентности и т.д.;

    промежуточный – домашняя работа по завершении каждой темы. В качестве домашнего задания предлагается подготовить:

    • Эссе или реферат на заданную тему.
    • Подбор диагностических материалов под конкретный запрос на консультирование.
    • Оценку технических приёмов консультирования в различных ситуациях консультирования.

    итоговый – зачёт по практике консультирования.

    Критерии эффективности курса

    Эффективность обучающего курса в целом оценивается по следующим параметрам:

    • Уровень ориентации слушателей в вопросах психологии семейных отношений;
    • Уровень готовности слушателей к использованию различных форм работы в процессе консультирования, соответствия диагностических методик, интерпретации, коррекционной работы;
    • Уровень профессиональных коммуникаций в выстраивании процесса консультирования;
    • Уровень соответствия практических рекомендаций реальной ситуации в семье.

    Литература

    Алешина Ю.Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. М., 1994.

    Браун Дж., КристенсенД. Семейная психотерапия и семейное консультирование. М., 2001.

    Варга АЯ. Типы родительского отношения. Самара, 1997.

    Волкова А.Н., Трапезникова Т.М. Методические приемы диагностики супружеских отношений //

    ВыготскийЛ.С. Проблема возраста// Психология. М., 2000.

    Гаврилова Т.П. Психология семьи. М., 2002.

    Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 1993.

    Дружинин В.Н. Психология семьи. М., 1996.

    Захаров AM. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб., 1997.

    Зидер Р. Социальная история семьи. М., 1997.

    Карабанова О А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. М., 2005.

    Карабанова О А. Социальная ситуация развития ребенка: структура, динамика, принципы коррекции: Дис.... д-ра психол. наук. М., 2002.

    Ковалев С.В: Психология современной семьи. М., 1988.

    МайерсД. Социальная психология. СПб., 1999.

    Минухин С, Фиишан Ч. Техники семейной терапии. М., 1998.

    Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.

    Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева и В.В. Столина. М., 1989.

    Скотт Дж.Г. Способы разрешения конфликтов. Вып. 2. Киев, 1991.

    Смехов В.А. Опыт психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье // Вопросы психологии. 1985. № 4.

    Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт построения метода диагностики родительского отношения к ребенку II Семейные психотерапевты и семейные психологи: Кто мы? СПб., 2001.

    Спиваковская А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций // Семья и формирование личности. М., 1981.

    Сысенко В.А. Супружеские конфликты. М, 1989.

    Уголева Е.Ю. Интегративный подход в семейном консультировании и психотерапии //Семейные психотерапевты и семейные психологи: Кто мы? СПб., 2001.

    Фромм А. Азбука для родителей. Л., 1991.

    Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М, 1993.

    ХьеллЛ., ЗииерД. Теории личности. СПб., 1997.

    Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: концепции, направления и перспективы. М., 1993.

    Шапиро А.3., Семейная психология // Социальная энциклопедия. М., 2000.

    Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. М, 2000.

    Эйдемиллер Э.Г., Юстщкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999.

    ЭльконинД.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

    Эриксон Э. Детство и общество. М., 1995.

    Изменено 06.09.2011 12:02

    Дополнительная информация

    Для записи на программы Новосибирской школы психологии Вам нужно позвонить по телефону
    8-963-947-7522 или написать письмо по адресу:

    Зарегистрированные пользователи получают сообщения о новостях и программах Новосибирской школы психологии и могут комментировать материалы.

    Аренда кабинета
    для консультаций

    Кабинет Лид Групп
    PSY книга
    Образовательный кредит сбербанк