Расписание ближайших занятий

Классический гипноз.Теорий и практика
"Магнетизм - это вселенская могучая сила,
присущая всему" - Гёте
15-16 апреля 2017г.

 Школа отношений Я-Ты

Опыт бытия благодаря другому!

  • Методология психологии

    Оценить
    (0 голоса)

    Программа по курсу

    Методология психологии

    для слушателей Новосибирской Школы Психологии

    Составитель – д. филос. наук, Савостьянов А.Н.

    Аннотация курса:

    Курс «Методология психологии» предназначен для слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки психологов-консультантов на базе Новосибирской Школы Психологии. Данный курс относится к разделу общетеоретических дисциплин. Программа курса включает краткий обзор основных философских направлений философии науки. В рамках курса определяется проблематика методологии науки и применение методологии для анализа и разработки психологической теории. Вводятся основные понятия и теоретические конструкторы, необходимые для методологического анализа психологических концепций. В заключение курса, полученные теоретические представления применяются для анализа нескольких научных теорий.

    Тема 1. Основные проблемы методологии науки. 2 часа.

    Методология науки как часть философии науки. Специфика методологии психологии. Классификация подходов к построению методологии психологии. Методологический монизм и методологический плюрализм. Сциентизм и антисциентизм в психологии.

    Тема 2. Неопозитивистский подход к методологии. 4 часа.

    История философского позитивизма, неопозитивизм. Определение понятия научной теории. Эмпирическая и теоретическая часть теории. Первичная и вторичная эмпирия. Объект и предмет исследования. Интерпретация. Научная гипотеза. Сила научной гипотезы.

    Тема 3. Проблема доказательства научных суждений. 2 часа.

    Понятие истины (корреспондентная и когерентная интерпретация). Классификация суждений по Р. Карнапу. Эмпирическое доказательство гипотезы. Верификация и фальсификация. Проблема эмпирических доказательств на бесконечных выборках (К. Поппер). Проблема демаркации науки. Научные, ненаучные и псевдонаучные воззрения. Критический рационализм. Проблема полноты описания и формализации доказательств (К. Гедель).

    Тема 4. Эвристические подходы к принятию решения. 2 часа.

    Эвристики, виды эвристик. Области применения эвристических подходов. Вероятностные методы оценки данных и планирования действий. Различные интерпретации понятия вероятности применительно к психологическим данным.

    Тема 5. Язык науки. Правила построения и использования научной терминологии. 2 часа.

    История философских исследований научной терминологии. Формальный подход к построению научного языка. Логический атомизм. Критика атомистического подхода.

    Тема 6. Современные подходы к разработке терминологии. 2 часа.

    Аналитическая философия и ее применение в методологии психологии. Лингвистические деревья Н. Хомского. Онтологии предметной области. Корпус текстов, как метод построения терминологии.

    Тема 7. Постпозитивистские воззрения на структуру науки. 6 часов.

    Формирование науки в социо-культурном контексте. Теория научных революций Т. Куна. Парадигмальная организация психологии. Критическое преобразование онтологии И. Лакатоса. Теория теневого знания М. Полани. Антисциентистские воззрения в философии (П. Фейерабенд) и их влияние на развитие психологии. Гуманистическая психология.

    Тема 8. Методология психологии в контексте марксисткой философии. 4 часа.

    Сопоставление позитивистского и марксистского подходов к построению научной методологии. Основные понятия марксисткой диалектики. Психология как часть диалектико-материалистической науки.

    Тема 9. Методологический анализ советской психологии. 2 часа.

    Теория Рубенштейна-Выготского-Лурия как пример марксисткой психологии. Методологические дискуссии 70-80-х годов ХХ века. Проблема определения понятия идеального. Дискуссия по проблеме наследования социальных свойств. Системный подход в психологии.

    Тема 10. Методологический анализ психофизиологических теорий. 8 часов.

    Психофизиология как научная дисциплина. Исторический очерк развития психофизиологии. Концепция идеальных объектов науки. Методологический анализ психофизиологических воззрений на основе представлений об идеальных объектах. Историко-культурные закономерности развития научной психофизиологии.

    Проверка качества знаний и профессиональной компетенции слушателей:

    В завершении курса слушатели сдают экзамен. На экзамене слушатель отвечает на два теоретических вопроса. Задача слушателя состоит в выработке профессиональной компетенции, позволяющей ему самостоятельно анализировать литературу в области психологии и психофизиологии с точки зрения ее методологической корректности. Существенной профессиональной компетенцией слушателя является умение различать научные психологические концепции от ненаучных, около научных или псевдонаучных воззрений.

    Литература по курсу

    «Методология психологии»

    Основная литература:

    1. Карнап Р. Философские основания физики. М.: Прогресс, 1971. 390 с.

    2. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975. 300 с.

    3. Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983.

    4. Савостьянов А.Н. Психофизиологическая проблема в русской науке. Новосибирск: Изд-во Ин-та дискрет. математики МО РФ, 2000. 126 с.

    5. Савостьянов А.Н. Идеальные объекты в структуре мировоззренческой традиции. Новосибирск, Изд-во СО РАМН, 2003. 146 с.

    6. Степин В.С. Становление научной теории. Минск: Изд-во Белорус. гос. ун-та, 1976. 319 с.

    Вспомогательная литература:

    1. Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг. М.: Наука, 1994. 175 с.

    2. Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. М.: РОССПЭН, 1997. 464 с.

    3. Касавин И.Т. Познание в мире традиций. М.: Наука, 1990. 206 с.

    4. Кузнецова Н.И. Социокультурные проблемы формирования науки в России (XVIII – середина XIX вв.). М.: УРСС, 1997. 264 с.

    5. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки: ее генезис и обоснование. М.: Наука, 1988. 256 с.

    6. Окладной В.А. Возникновение и соперничество научных теорий. Свердловск: Изд-во Уральск. ун-та, 1990. 240 с.

    7. Орлов В.В. Психофизиологическая проблема. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1966. 474 с.

    8. Полани М. Личностное знание. На пути к построению критической философии. М.: Иностр. лит., 1985. 344 с.

    9. Разумов В.И. Категориально-системная методология в подготовке ученых. Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. 275 с.

    10. Савостьянов А.Н. Анализ фундаментальной теоретической структуры и экспериментальной методологии психофизиологических представлений о мотивациях и эмоциях в российской науке второй половины ХХ века // Философия науки, Новосибирск, 2000. № 1. Вып. 7. С. 36–42.

    11. Савостьянов А.Н. Развитие идей И.П. Павлова в работах отечественных физиологов с конца 50-х до 80-х годов ХХ века // Философия науки, Новосибирск, 2000. № 2. Вып. 8. С. 32–39.

    12. Савостьянов А.Н. Понятие идеального объекта науки и проблема соотношения явления и закона в современной психофизиологии // Философия науки, 2002, 3(14). С. 95–111.

    13. Савостьянов А.Н. Методология социокультурного анализа развития мировоззренческих традиций на примере российской науки // Философия: История и современность. Новосибирск, 2001-2002. С. 106–124.

    14. Савостьянов А.Н. Сопоставление методологии основных школ российской психофизиологии при помощи представлений об «идеальных объектах науки» // Трансляция философского знания: наука, образование, культура. Новосибирск, 2003. С. 96–98.

    15. Степин В.С. Идеалы и нормы в динамике научного поиска // Идеалы и нормы научного исследования. Минск: Изд-во БГУ, 1981. С. 10–64.

    16. Тодес Д. Физиологический завод Павлова // На переломе: Отечественная наука в первой половине ХХ века. Санкт-Петербург, 1999. Вып. II. С. 26-59.

    Дополнительная информация

    Для записи на программы Новосибирской школы психологии Вам нужно позвонить по телефону
    8-963-947-7522 или написать письмо по адресу:

    Зарегистрированные пользователи получают сообщения о новостях и программах Новосибирской школы психологии и могут комментировать материалы.

    Аренда кабинета
    для консультаций

    Кабинет Лид Групп
    PSY книга
    Образовательный кредит сбербанк