Расписание ближайших занятий

Школа отношений Я-Ты 
Опыт бытия благодаря другому!
Сентябрь 2017г. 

Классический гипноз
Месмер vs Эриксон
Сентябрь 2017г

Управление стрессом и конфликтами 2.0
Для руководителей и собственников бизнеса

Семинар: Благосостояние семьи: дефициты и избытки 
Октябрь 2017г.

 

 

Лидерство - управление неопределенностью
Станьте основательным лидером!

  • Возрастная психология. Практикум по возрастному консультированию

    Оценить
    (0 голоса)

    Программа курса повышения квалификации

    Возрастная психология. Практикум по возрастному консультированию

    1. Пояснительная записка

    Предлагаемая программа «Возрастная психология. Практикум по возрастному консультированию» является образовательной (просветительской) психолого-педагогической программой.

    Актуальность программы. Современное российское образование имеет серьёзную тенденцию к психологизации, что подтверждается и Национальным проектом «Наша новая школа», и федеральными государственными образовательными стандартами второго поколения. В связи с этим существенно возрос интерес к возрастной психологии не только со стороны практикующих специалистов, но и со стороны семьи. Проблемы воспитания и обучения детей, взаимоотношений взрослых в производственной и семейной сфере, социализации индивидуума не могут быть решены без учёта возрастных особенностей личности. В первую очередь это касается детей и подростков, вопросов их социализации, детско-родительских отношений. Психология взрослости в связи с жёсткими временными рамками курса (24 часа практикума) в данной программе рассматривается очень кратко, и только в отношении родительских функций.

    Программа дополнительного образования для взрослых «Возрастная психология. Практикум по возрастному консультированию» предназначена для специалистов, имеющих психологическое, педагогическое, медицинское образование. Максимальное внимание уделяется социальной ситуации развития ребёнка и особенностям консультирования родителей.

    Программа ориентирована на понимание специалистами специфики возраста, общих закономерностей развития, жизни и деятельности человека в плане его психической активности.

    Освоение информации проходит в деятельностном режиме, хорошо работающим на смысловое принятие ситуации и формирование проектного мышления, необходимого в условиях требований её быстрого применения с минимизацией рисков.

    Таким образом, специалисты не просто знакомятся с понятиями возрастной психологии, а научаются применять полученные знания для диагностики социальной ситуации развития и действовать в режиме возрастного консультирования.

    Программа включает в себя практикум объёмом 24 часа:

    Обучение навыкам психологического консультирования должно осуществляться в условиях, максимально приближенных к реальному процессу консультирования. Этой задаче отвечает данный курс, включающий в себя опыт консультативной помощи клиенту, различного рода супервизорскую работу, отработка и разбор консультативных бесед. Однако чтобы этот процесс проходил успешно, нужна достаточная теоретическая база Данный курс имеет своей задачей системно представить возрастную периодизацию с опорой на ведущую деятельность и социальную ситуацию развития.

    Цель программы - подготовка специалистов, способных оказывать квалифицированную психологическую помощь с учётом возрастных особенностей.

    В круг их компетенции входит оказание помощи при детско-родительских конфликтах, проблемах в обучении и развитии ребёнка, поведенческих проблемах подростков.

    Задачи:

    • Содействовать осознанию и принятию специалистами роли консультантов, мотивации на повышение собственной психолого-педагогической компетентности в этой роли.

    • Сформировать профессиональные навыки, основывающиеся на современных представлениях о психологических особенностях возраста.

    • Способствовать принятию технологии в области проблемного анализа и возрастного консультирования.

    Программой предусмотрены краткие информационные сообщения по теме, практические занятия, самостоятельная индивидуальная и групповая работа.

    Семинар построен как информационно-деятельностный. Базовая информация подаётся в виде слайд-программ, на основе представленных материалов слушатели отрабатывают различные направления своей деятельности в проблемных моментах консультирования, проводят диагностику социальной ситуации развития и проектируют коррекционную работу.

    Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

    • Картотека заданий и упражнений

    • Подборка иллюстративных схем

    • Подборка рабочих текстов и таблиц

    • Материалы для диагностики

    • Подборка теоретических сведений и разработок в электронном виде

    • Презентации Power Point

    1. Содержание

    Тема 1. Возрастная периодизация. Развитие человека: перспективы, процессы и методы исследования. Возрастной подход: история и трактовки. Категории «возраст» и «развитие» в их современной интерпретации. Параметры возраста (в методологии культурно-исторической психологии). Ступени развития субъектности человека.

    Возрастной подход в современной интерпретации. Изменения в социокультурной ситуации развития российских детей.

    Тема 2. Социальная ситуация развития. Обучение и воспитание в форме ведущей деятельности. Создание нормальной для возраста социальной ситуации развития. Функции семьи. Семья как система. Параметры семьи как системы. Общение с ребенком в доступной и необходимой для его возраста форме. Ориентация на реальный уровень развития. Понятие «норма развития»

    Тема 3. Перинатальное развитие. Социальная ситуация развития семьи. Консультирование семьи, находящейся на стадии ожидания ребенка. Консультирование семьи, имеющей новорожденного ребенка.

    Тема 4. Младенчество: физическое развитие, когнитивное и языковое развитие. Социальная ситуация развития семьи. Консультирование семьи, имеющей младенца: особенности, часто возникающие вопросы, способы их разрешения. Функции семьи на данном этапе.

    Тема 5. Раннее детство: физическое развитие, когнитивное и языковое развитие. Социальная ситуация развития ребёнка. Консультирование семьи, имеющей младенца: особенности, часто возникающие вопросы, способы их разрешения. Функции семьи на данном этапе.

    Тема 6. Среднее детство: физическое развитие, когнитивное и языковое развитие. Социальная ситуация развития ребёнка. Консультирование семьи, имеющей ребенка: особенности, часто возникающие вопросы, способы их разрешения. Функции семьи на данном этапе.

    Тема 7. Подростковый и юношеский возраст: физическое развитие, когнитивное и языковое развитие. Социальная ситуация развития подростка. Консультирование семьи, имеющей подростка: особенности, часто возникающие вопросы, способы их разрешения. Функции семьи на данном этапе. Консультирование подростка.

    Тема 8. Различные методы, применяемые в возрастном консультировании. Приемы обучения родителей общению в формате ведущей деятельности ребёнка. Проектирование практических рекомендаций.

    Тема 9. Резюме курса.

    1. Примерный тематический план дисциплины

    «Психология семьи. Практикум по семейному консультированию»

    Наименование разделов

    и дисциплин

    Всего часов

    В том числе

     

     Лекции

    Практ. занят

    Самост.

    работа

    Возрастная периодизация.

    4

    4

    2

    Социальная ситуация развития

    4

    4

    2

    Перинатальное развитие

    2

    2

    1

    Младенчество

    2

    2

    1

    Раннее детство

    2

    2

    1

    Среднее детство

    2

    2

    1

    Подростковый и юношеский возраст

    2

    2

    2

    Различные методы, применяемые в возрастном консультировании

    4

    4

    4

    Резюме курса

    2

    2

    1

    ИТОГО

    24

    28

    24

    Итоговый контроль:

    зачет

    1. Контролирующие материалы

    Для проверки уровня усвоения слушателями материала курса используются три формы контроля:

    • текущий - групповое обсуждение результатов, полученных при работе с упражнениями. В ходе групповой работы проводится анализ социальной ситуации развития, проводится подбор материалов для консультирования семьи, отыгрываются техники консультирования и т.д.;

    • промежуточный – домашняя работа по завершении каждой темы. В качестве домашнего задания предлагается подготовить:

    1. Эссе или реферат на заданную тему.

    2. Подбор диагностических материалов под конкретный запрос на консультирование.

    3. Оценку технических приёмов консультирования в различных ситуациях консультирования.

    • итоговый – зачёт по практике консультирования.

    1. Критерии эффективности курса

    Эффективность обучающего курса в целом оценивается по следующим параметрам:

    1. Уровень ориентации слушателей в вопросах возрастной психологии;

    2. Уровень готовности работать с социальной ситуацией развития;

    3. Уровень профессиональных коммуникаций в выстраивании процесса консультирования;

    4. Уровень соответствия практических рекомендаций реальной ситуации.

    1. Литература

    1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1997.

    2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., 1990.

    3. Выготский Л.С. Психология. М.: Издательство ЭКСМО - Пресс, 2000

    4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

    5. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1986.

    6. Интенсивная семейная терапия на дому. Практическое руководство / Под ред. Ю.В.Сомовой, Т.Баллдина. – М., 2007.

    7. Крайг Г. Психология развития. -- СПб.: Питер, 2000.

    8. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики (любое издание). Статьи: "Об историческом подходе в изучении психики человека". "К теории психического развития ребенка".

    9. Николе М., Шварц Р. Семейная терапия. Концепции и методы. — М.: Эксмо, 2004.

    10. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. - М.: Педагогическое общество России, 2001 - 442с.

    11. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994.

    12. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. М., 1990.

    13. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под. ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. М., 1986.

    14. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1987.

    15. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. – М.: Школьная пресса, 2000.

    16. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. в 2 т. – М., 2000

    17. Хейли Дж., Эриксон М. Стратегии семейных отношений. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001.

    18. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М.; Рига, 1995.

    19. Чепель Т.Л. Возрастная психология: интенсивный курс. – Новосибирск, 2003

    20. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М., 1994.

    21. Эриксон Э. Идентичность: юность, кризис. М., 1996.

    Дополнительная информация

    Для записи на программы Новосибирской школы психологии Вам нужно позвонить по телефону
    8-963-947-7522 или написать письмо по адресу:

    Зарегистрированные пользователи получают сообщения о новостях и программах Новосибирской школы психологии и могут комментировать материалы.

    Аренда кабинета
    для консультаций

    Кабинет Лид Групп
    PSY книга
    Образовательный кредит сбербанк