Расписание ближайших занятий

Школа отношений Я-Ты 
Опыт бытия благодаря другому!
4-5 марта. 

Программа ПК (72 часа)
"Профилактика зависимого и суицидального поведения у детей и подростков"
14- 21 февраля

Управление стрессом и конфликтами 2.0

Для руководителей и собственников бизнеса

 

Лидерство - управление неопределенностью
Станьте основательным лидером!

  • Физиология Высшей Нервной Деятельности и Психофизиология

    Оценить
    (1 голос)

    Программа курса

    Физиология Высшей Нервной Деятельности и Психофизиология

    для обучающихся по программе повышения квалификации психологов-консультантов

    Составитель: к.б.н., д. филос. н., Савостьянов А.Н.

    Аннотация:

    Курс предназначен для студентов курсов повышения квалификации психологов-консультантов. Целью курса является предоставление теоретических знаний и выработка практических навыков по основным направлениям современной психофизиологии и физиологии ВНД. Особое внимание уделено современным психофизиологическим подходам к исследованию поведенческих нарушений. В ходе практических занятий слушатели должны освоить методы компьютерной обработки мозговых сигналов и научиться объективно оценивать психофизиологическое состояние испытуемого. Слушатели курса должны иметь базовые знания по анатомии и физиологии ЦНС и математической статистике.

    Темы лекционных занятий (24 часа):

    Тема 1. Введение. (2 час).

    Определение предметов физиологии ВНД и психофизиологии. Области практического применения физиологии в работе психолога-консультанта. Основные методы исследования, применяемые в психофизиологии. Базовые модели ВНД – «рефлекторная дуга» и «функциональная система». Медиаторные системы.

    Тема 2. Физиология сенсорных систем (2 часа).

    Понятие рецептора, рецепторного потенциала, проводящих путей, сенсорного анализатора. Классификация рецепторов. Интерорецепторы. Соматосенсорный анализатор. Моторные рецепторы и мотосенсорная система.

    Тема 3. Слуховой, зрительный и обонятельный анализаторы. (2 часа).

    Структура слухового, зрительного и обонятельного анализатора – рецепторы, проводящие пути, подкорковые и корковые отделы. Организация сенсорной коры. Вызванные потенциалы как метод исследования сенсорных процессов в головном мозге.

    Тема 4. Мозговые механизмы обработки речи. (2 часа).

    Восприятие речи, структура и функции речевого анализатора. Фазы обработки речевых стимулов. Отражение речевых процессов на ВП, ЭЭГ, фМРТ. Восприятие стимулов на родном и иностранном языках. Особенности восприятия письменной речи. Речевые патологии.

    Тема 5. Центральные механизмы соматической регуляции. (2 часа).

    Регуляция моторных и висцеральных функций. Исполнительный контроль над поведением. Торможение двигательных реакций в норме и при патологиях ЦНС. Автоматия внутренних органов. Психосоматические нарушения. Стресс и стрессоустойчивость.

    Тема 6. Регуляция цикла сон-бодрствование. (2 часа).

    Активность мозга в состоянии покоя, сети по умолчанию. Фазы сна и их отражение на ЭЭГ. Нейромедиаторные системы в регуляции сна. Взаимосвязь регуляции сна и стрессоустойчивости. Нарушения сна.

    Тема 7. Асимметрия больших полушарий.

    Структурные различия между полушариями головного мозга. Особенности функциональной организации левого и правого полушарий. Полушарная асимметрия, связанная с моторными и речевыми функциями. Взаимодействие полушарий в норме и при патологиях.

    Тема 8. Механизмы внимания. (2 часа).

    Направленное и ненаправленное внимание. Модели экспериментального исследования внимания. Мозговые структуры, регулирующие внимание. Взаимодействие дофаминергической и серотонинергической медиаторных систем в регуляции внимания. Взаимосвязь внимания и памяти. Нарушения внимания при патологиях ЦНС.

    Тема 9. Мотивации, эмоции и аффективные расстройства (2 часа).

    Классификация эмоций. Психофизиологические модели эмоций. Взаимосвязь эмоций и мотиваций. Мозговой субстрат мотиваций и эмоций. Нейромедиаторные системы в регуляции аффективных процессов. Отражение эмоций на ЭЭГ и фМРТ. Аффективные расстройства.

    Тема 10. Регуляция памяти. (2 часа)

    Память, виды памяти. Долговременная и кратковременная память. Модели памяти. Нейромедиаторные системы в регуляции памяти. Память и адаптации.

    Тема 11. Осцилляторные системы мозга и их роль в регуляции поведения. (2 часа)

    Понятие осцилляторной системы. 5-ти мерная модель мозгового осциллятора. Эволюционная интерпретация мозговых ритмов. Глобальные и локальные ритмы. Медленно-волновая, альфа и бета системы в регуляции поведения. Возможные функции гамма-активности.

    Тема 12. Нейрофизиологические основы межличностных различий. (2 часа).

    Системы регуляции поведения, их нейрофизиологическая основа. Модели межличностных различий. Взаимосвязь межличностных различий с системами регуляции поведения. Отражение личностных черт на ЭЭГ.

    Темы для практических занятий (12 часов):

    Тема 1. Структура мозгового сигнала. Методы регистрации и пре-процессинга ЭЭГ. Удаление артефактов. (4 часа).

    Тема 2. Анализ независимых компонент. Вычисление связанных с событием спектральных пертурбаций. Построение карт мозговой активности. (4 часа).

    Тема 3. Вызванные потенциалы головного мозга. Дипольный анализ. Локализация источников мозговой активности на поверхности коры. (4 часа).

    Проверка качества обучения и профессиональной компетенции.

    В завершении курса предусмотрен экзамен, который проходит в устной форме. В ходе экзамена слушатель курса отвечает на два вопроса. В своем ответе слушатель должен продемонстрировать профессиональное понимание мозговых процессов, лежащих в основе регуляции поведения человека. Оценка профессиональной компетенции слушателя основывается на качестве его теоретических представлений о физиологии мозговых функций, практических навыках, связанных с анализом объективных записей о состоянии человека, а также с оценкой способностей слушателя к применению полученных знаний в работе психолога-консультанта.

    Литература для самостоятельной подготовки.

    Основная литература:

    1. Александров Ю.И. Психофизиология: Учебник для вузов. 2-е изд. СпБ, «Питер», 2003 – 496 с.

    2. Данилова H.H., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. Учебник для студентов ВУЗов. Ростов н/Д: «Феникс», 2005 – 478 с.

    3. Основы психофизиологии: Учебник / Отв. ред. Ю.И. Александров. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 349 с.

    4. Столяренко А.М. Физиология высшей нервной деятельности: Учебник для психологов и педагогов. ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 463 с.

    5. Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии: Учебник. М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 464 с.

    Вспомогательная литература:

    1. Гнездицкий В.В. Обратная задача ЭЭГ и клиническая электроэнцефалография / В.В. Гнездицкий. – Таганрог, 2000. – 640 с.

    2. Наатанен Р. Внимание и функции мозга: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1998. 556 с.

    3. Савостьянов А.Н. Психофизиологическая проблема в русской науке. Новосибирск, Изд-во ин-та дискр. мат. и инф., 2001 - 128 с.

    4. Савостьянов А.Н. Изменения электрической активности мозга во время привыкания к вербальному стимулу у испытуемых с высоким и низким уровнем личностной тревожности / А.Н. Савостьянов, Д.А. Савостьянова // Журн. Высш. Нерв. Деят. им. И.П. Павлова. – 2003. – Т.53. – №3. – С.351-360.

    5. Basar E. (1998) Brain Function and Oscillations. I. Brain Oscillations: Principles and Approaches. Springer, Berlin, Heidelberg.

    6. Gray J.A. (1982) Neuropsychology of anxiety: an enquiry into the functions of the septo-hippocampal system. UK, Oxford: Oxford University Press, 1982.

    7. Delorme A., Makeig S. (2004) EEGLAB: an open source toolbox for analysis of single-trial EEG dynamics including independent component analysis, J Neurosci Methods, 134(1):9-21.

    8. Klimesch W. (1999) EEG alpha and theta oscillations reflect cognitive and memory performance: a review and analysis. Brain Research Reviews, 29:169-195.

    9. Klimesch W., Sauseng P., Hanslmayr S. (2007) EEG alpha oscillations: The inhibition–timing hypothesis. Brain Research Reviews, 53:63-88.

    10. Knyazev G.G. (2007). Motivation, emotion, and their inhibitory control mirrored in brain oscillations. Neuroscience and Biobehavioral Reviews, 31:377-395.

    11. Savostyanov A.N., Tsai A.C., Liou M., Levin E.A., Lee J.D., Yurganov A.V. and Knyazev G.G.. (2009) EEG correlates of trait anxiety in the stop-signal paradigm. Neuroscience Letters, 449:112-116.

    Дополнительная информация

    Для записи на программы Новосибирской школы психологии Вам нужно позвонить по телефону
    8-963-947-7522 или написать письмо по адресу:

    Зарегистрированные пользователи получают сообщения о новостях и программах Новосибирской школы психологии и могут комментировать материалы.

    Аренда кабинета
    для консультаций

    Кабинет Лид Групп
    PSY книга
    Образовательный кредит сбербанк